УСТОЙЧИВОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
Шапарев Н.Я.
Институт вычислительного моделирования СО РАН
1. Введение
Мероприятие «Разработка региональной комплексной системы показателей устойчивого природопользования в Красноярском крае» выполняется в соответствии с Законом Красноярского края от 07.12.2007 г. № 3-939 «О краевом бюджете на 2008 год».
Целью выполнения данного проекта (мероприятия) является создание комплексной системы показателей регионального устойчивого природопользования, ориентирующей администрацию региона на обеспечение равновозможностного удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений региона природными ресурсами. Согласно технического задания на выполнение этого мероприятия на первом этапе должна быть разработана Концепция системы показателей устойчивого природопользования.
Концепция базируется на Конституции Российской Федерации, «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», «Экологической доктрине Российской Федерации», Законе «Об охране окружающей среды».
Необходимость разработки Концепции вызвана усиливающейся ролью природопользования в экономике Красноярского края.
Постановка проблемы регионального мониторинга и использования природных ресурсов на основе системы показателей устойчивого природопользования делается впервые в Российской Федерации.
2. Природные ресурсы Красноярского края – основа социально-экономического развития региона
Территория Красноярского края имеет вид меридионально ориентированной полосы длиной 3000 км и шириной 1250 км в северной части и 650 км в южной. Население края в 2007 году составляло 2.95 млн. человек. Земельные ресурсы Красноярского края равны 234 млн. га (13.7% территории России). По категориям земель они распределены следующим образом: земли лесного фонда – 70%; земли с/х назначения – 3.7%. в т.ч. пашня – 1.3%; земли запаса – 1.6%, земли особо охраняемых территорий – 0.4%; земли населенных пунктов – 0.13%; земли промышленности – 0.08%. Плотность населения равна 1.3 человека на 1 км².
Речной сток в Красноярском крае составляет около 630 км³ в среднем по водности год. Это 14% водного стока России. Енисей – крупнейшая река России, занимает пятое место в мире по годовому стоку. Запасы подземных вод оцениваются в 10 км³ и составляют 3% от общероссийских. Гидрологическая изученность территории Красноярского края слабая. Хотя региональное водопотребление составляет около 2% от водостока, Красноярский край занимает лидирующие позиции в Сибирском Федеральном округе по объемам водопотребления.
Площадь лесов Красноярского края равна 163.7 млн. га (21.5% от площади лесов России), из которых леса I группы занимают 34.3%, II группы – 1.7%, III группы – 64%. Запасы древесины составляют 11.9 млрд. куб. м (14.5% запасов России). Следует отметить, что из формально огромных лесных ресурсов лишь 10-12% представляют коммерческую рыночную ценность. Остальные леса выполняют биосферные функции, а так же могут использоваться на топливо. Объемы лесозаготовок в крае составляют более 10 млн. куб. м. в год. Красноярский край находится на седьмом месте в России по вывозке древесины и на третьем месте по производству пиломатериалов.
Биологические ресурсы Красноярского края составляют: 375 видов птиц (промысловое значение имеют несколько десятков); охотничьи угодья площадью 69 млн. га (наибольшую ценность имеют пушные виды, дикие копытные и бурые медведи); 22 вида рыб в бассейне р. Енисей и 11 видов в бассейне р. Обь, имеющих промысловое значение; около 77.8 тыс. км² кедровых лесов; 40 видов съедобных грибов, которые занимают около 10% лесопокрытой территории; дикорастущие ягоды (брусника, черника, клюква, голубика); около 100 видов лекарственных растений.
Комплекс минерального сырья в Красноярском крае включает 83 вида, расположенных в 1300 месторождениях и перспективных проявлениях. Удельный вес Красноярского края в структуре разведанных запасов полезных ископаемых России составляет: уголь – 24%, железная руда – 3%, медь – 43%, никель – 71%, кобальт – 40%, свинец – 41.7%, сурьма – 55%, серебро – 6%, золото – 13%, платиноиды – 99.9%, нефть – 0.7%, газ – 1.4%. Валовая ценность разведанных запасов минерального сырья в Красноярском крае равна 2.3 трлн. долл. (9%
общероссийских). Из них топливно-энергетические – 78.2%, черные и цветные металлы 12%, редкие и благородные металлы – 8.2%.
Наличие сравнительно богатой природно-ресурсной базы привело к тому, что Красноярский край развивался в основном как сырьевой регион. За счет использования этой базы наполнение бюджета в разные годы составляло 50-70 %. Экспортно-сырьевая специализация Красноярского края, усиленная в будущем нефтегазодобычей и освоением Нижнего Приангарья, будет закрепляться.
3. Устойчивое региональное природопользование – объективное требование современного развития
Основной смысл перехода к устойчивому природопользованию – это признание главенства естественных (биосферных) законов над законами социально-экономического развития общества и равновозможностного удовлетворения природными ресурсами различных поколений. В федеральном законе РФ «Об охране окружающей природной среды (от 10 января 2002 года № 7 – ФЗ) утверждается, что природа, окружающая среда, природопользование являются основой устойчивого развития. Согласно «Концепции» необходим «переход к устойчивому развитию,
обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущих поколений людей».
Для этого необходимо:
- обеспечить экологизацию экономической деятельности в пределах емкости региональных экосистем;
- добиться принципа устойчивости использования природных ресурсов (потребление равно возобновлению или воспроизводству)
Для этого потребуется:
- создать региональную систему показателей устойчивого природопользования и использовать ее в системе административного управления;
- организовать доступ к информационным ресурсам получаемых в системах краевой отчетности и при выполнении мероприятий по программам администрации Красноярского края для содержательного наполнения этой системы;
- научно обосновать хозяйственную емкость экосистем Красноярского края, определяющую допустимые пределы антропогенного воздействия;
- создать основы перехода к устойчивому природопользованию (в информационной, правовой, экономической, образовательной, воспитательной, просветительской деятельности);
- реструктурировать экономику на устойчивое природопользование и обеспечить его.
Администрация региона должна быть гарантом перехода на устойчивое природопользование и, в целом, на устойчивое развитие, целью которого должно быть сохранение и увеличение численности населения края и повышение его физического и духовного здоровья.
Устойчивое природопользование:
- является одной из триад устойчивого развития (экономика, социум, природа);
- обеспечивает равновозможностное использование природных ресурсов нынешнего и будущих поколений;
- выделяет приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций природных систем по отношению к прямому использованию их ресурсов;
- определяет приоритет экологической безопасности при принятии политических и экономических решений;
- позволяет предотвратить негативные экологические последствия в результате антропогенных процессов;
- усиливает влияние административных методов и экономических стимулов для предотвращения загрязнения и деградации окружающей среды;
- позволяет отказаться от проектов с непредсказуемыми последствиями их воздействия на окружающую природную среду;
- увеличивает открытость информации о состоянии окружающей среды.
Главной задачей устойчивого природопользования является достижение неистощительного использования возобновляемых и воспроизводства минерально-сырьевой базы для невозобновляемых природных ресурсов при рациональном их освоении, а также сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия, способного поддержать саморегуляцию природных систем и возможность компенсации последствий антропогенной нагрузки.
Следует помнить, что природопользование является основой существования и развития человеческой общины, а устойчивое природопользование – основой нашего будущего. Реализация устойчивого природопользования возможна только в триаде устойчивого развития (общество, экономика, природа).
4. Система показателей устойчивого природопользования
СССР и Россией подписано и ратифицировано более 50 международных соглашений, которые являются важнейшим элементом при устойчивом развитии мира в целом. Они касаются защиты озонового слоя, атмосферы, окружающей среды, животного мира, климата; о трансграничном переносе атмосферных загрязнений, вод и т.д.
Из 137 статей Конституции Российской Федерации более десяти имеют экологические компоненты. Хотя термин «устойчивое развитие» в тексте Конституции отсутствует, однако в преамбуле к ней ощущается влияние идеи устойчивого развития.
В пункте V «Концепции» изложены начальное понимание основ принятия решений и показателей устойчивого развития. Здесь же указана возможность их использования при решении региональных проблем перехода к устойчивому развитию.
Начальным этапом в организации (создании) устойчивого природопользования должно быть создание системы показателей характеризующей уровень потребления, характер использования, состояние (количество и качество), охрану и защиту, возобновление и воспроизводство (минерально-сырьевой базы) природных ресурсов.
Для управления переходом к безопасному, а затем и к устойчивому развитию и оценки эффективности использования средств и принимаемых решений необходимо установить «целевые ориентиры» и показатели устойчивого природопользования с обеспечением процедуры контроля за их достижением (соблюдением). Целевыми и лимитирующими должны быть удельные показатели потребления природных ресурсов и производства отходов на душу населения и единицу валового регионального продукта.
Создание системы показателей устойчивого регионального природопользования методологически может быть основано на системе показателей устойчивого управления лесами, утвержденной приказом Федеральной службы лесного хозяйства от 05.02.1998 № 21. Формирование совокупности показателей должно учитывать системы отчетности, законодательные акты Российской Федерации и Красноярского края по природопользованию, опыт создания мировых показателей устойчивого развития, обобщенных ООН, и базироваться на современных знаниях об устойчивом развитии.
Система показателей устойчивого природопользования будет состоять из критериев и индикаторов. Критерии – главные направления практической деятельности для достижения цели государственной политики при формировании основных принципов, требований, механизмов реализации гармоничного развития общества. Критерии будут оцениваться по совокупности характеризующих их индикаторов, которые являются их количественными и качественными характеристиками. Устойчивость развития оценивается значениями показателей в определенных пределах. Информационно наполненная система показателей даёт возможность оценить направление изменений в управлении природопользованием.
Природопользование имеет следующие стадии: использование ресурса, его охрана и защита, возобновление ресурса, либо воспроизводство минерально-сырьевой базы и, наконец, замещение ресурса. Именно эти стадии должны отражать показатели устойчивого природопользования, именно они являются основными направлениями государственной политики в области природопользования согласно «Экологической доктрины Российской Федерации» (Распоряжение правительства Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225 – р).
Мониторинг состояния и использования природных ресурсов по системе критериев и индикаторов будет показывать тенденции в изменении их характеристик и индуцировать управленческие решения, которые должны основываться на институциональных, правовых и экономических механизмах и обуславливать переход к безопасному, а затем и к устойчивому развитию, остающемуся в пределах региональной экоемкости, отвечающей интересам народонаселения края и национальным интересам России.
Будут разработаны показатели для минеральных, земельных, водных, биологических ресурсов и атмосферного воздуха, а также отходов производства и потребления.
Процедура выбора показателей будет включать следующие этапы:
- Концептуальное понимание общей системы и функционирования природопользования в Красноярском крае.
- Определение репрезентативных показателей для каждого природного ресурса и выбор комплексных показателей.
- Выбор базовых ориентиров и количественное определение их удовлетворения.
Реализация последнего потребует совместной работы исполнителей проекта, представителей администрации региона и проведения PR акций по устойчивому природопользованию.
Показатели устойчивого регионального природопользования в будущем должны будут соответствовать показателям устойчивого природопользования в России. Но если общероссийские показатели будут носить усредненный характер, то региональные, связанные с определенной административной единицей, будут конкретизированы природно-климатическими условиями, наличием и распределением природных ресурсов, существующей системой территориального распределения населения и экономики, межрегиональными взаимодействиями. Устойчивость регионального и федерального природопользования должна представлять единое целое. Следует отметить, что именно в регионах начинается и глубоко проявляется интегральная взаимосвязь административно-территориальной общины, экономики региона и использования существующих природных ресурсов.
5. Реализация концепции
а) Проект концепции должен быть согласован с агентством природопользования Красноярского края.
б) На основе концепции должна быть разработана региональная комплексная система показателей устойчивого природопользования в Красноярском крае.
в) Разработанная система показателей будет служить основой создания мониторинга устойчивого природопользования в крае.
г) Принципы, заложенные в системе показателей будут служить основой для системы законодательства устойчивого природопользования и охраны окружающей среды.
д) Реализация мониторинга и создание устойчивого природопользования прежде всего должны состояться в новых зонах освоения природных ресурсов края.
е) Показатели устойчивого природопользования должны будут учитываться при разработке нормативных, технических, экологических и других документов регламентирующих хозяйственную и иную деятельность.
ж) Возможность создания мониторинга природопользования на основе показателей устойчивого развития в настоящее время усиливается в связи с тем, что правительство стало обращать большее внимание на проблемы природопользования.
опубликовано: февраль 2009 г.